ЧТО ТАКОЕ БЮДЖЕТ?
Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Это определение понятия «Бюджет», отраженное в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Однако существуют и иные определения бюджета. Бюджет может рассматриваться как экономическая категория, как финансовый документ и как фонд денежных средств. Слово «бюджет» непосредственно происходит от старонорманнского «bougette» — так называли кожаную сумку или кошелек, специальный мешочек для денег.
Каждый из нас с детства знает: если тратить деньги, не считая, то они очень скоро закончатся, и наступит период жесточайшей экономии. Это правило распространяется на объекты любого масштаба, от карманных денег, выданных школьнику, до казны огромного государства. Таким образом, бюджет – это баланс между общей суммой доходов и необходимыми расходами, планируемый на какой-то промежуток времени.
Бюджет как финансовый документ представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном и качественном выражении представляется процесс получения и распределения субъектом денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций.
На портале, как правило, значение слова «бюджет» будет рассматриваться применительно к двум вышеуказанным категориям.
ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ БЮДЖЕТ?
Любой бюджет состоит из двух основных частей: доходной и расходной.
Средства, которыми мы можем располагать в планируемом периоде, составляют доходы бюджета. Для семьи это зарплаты и пенсии, проценты по депозитам и т.д. Для государства доходы состоят из налогов, неналоговых платежей, таможенных и прочих сборов и отчислений, уплачиваемых гражданами и организациями.
Предполагаемые траты – расходная часть, которая также может состоять из двух частей: обязательных и необязательных расходов. Для семьи обязательными тратами являются коммунальные платежи, оплата детсада, школы или вуза, выплаты по кредитам (если они есть) – то есть те платежи, избежать которых невозможно. Все остальные траты относятся к необязательным – это расходы, на которых можно сэкономить при необходимости. В повседневной жизни все мы стараемся соразмерять расходы с доходами, не допуская значительной растраты средств. Ведь поводов для трат всегда находится гораздо больше, чем мы можем себе позволить.
Основополагающим принципом формирования и исполнения бюджета для органов власти всех уровней является равновесие бюджетных расходов источниками их финансирования (сбалансированность бюджета).
Если расходная часть бюджета превышает доходную, то речь идет о дефиците бюджета.
Превышение доходов над расходами образует профицит бюджета.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН БЮДЖЕТ?
Главное преимущество наличия заранее спланированного бюджета - его предсказуемость. На уровне семьи бюджет позволяет контролировать семейные расходы, планировать крупные покупки, копить на обучение детей, покупку автомобиля или недвижимости и т.д. На уровне государства бюджет дает возможность поддерживать социальную сферу, регулировать экономику, инвестировать в развитие регионов.
Составление государственного (муниципального) бюджета – важнейший аспект управления. От того, насколько оптимально спрогнозированы доходы и распределены расходы, зависит благосостояние подавляющего большинства граждан. Государство может инвестировать средства в развитие промышленности или инфраструктуры страны. Бюджет может быть «социальным», т.е. направленным на улучшение социальных норм, или «накопительным» — отдающим преимущество созданию государственного запаса средств. Все зависит от приоритетов социально-экономического развития, определенных органами власти, тех целей, которые, которые они реализуют, пребывая у власти.
Ежегодно, перед тем как приступить к планированию бюджета на федеральном, региональном и муниципальных уровнях, органами власти формируются и утверждаются основные направления бюджетной политики, с учетом которых впоследствии формируются бюджеты. Основными источниками для формирования бюджетной политики являются Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Стратегия социально-экономического развития соответствующего региона, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике.