Межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений, поскольку для эффективного функционирования бюджетной системы осуществляется межбюджетное регулирование. В зависимости от решаемых задач органами власти в рамках исполняемых полномочий устанавливаются дифференцируемые нормативы по отдельным платежам между бюджетами осуществляется предоставление субсидий, субвенций, выделение дотаций и т.п.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
- распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Эффективность межбюджетных отношений, зависит от оптимального сочетания различных методов и форм бюджетного регулирования, которое осуществляется с помощью горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания.
В процессе вертикального бюджетного выравнивания устраняются несоответствия между расходными функциями бюджетов всех уровней и их доходными возможностями, то есть достигается сбалансированность всех звеньев бюджетной системы по вертикали. Распределению доходных источников предшествует четкое разграничение расходных полномочий между органами власти (федеральными, региональными и муниципальными).
При горизонтальном выравнивании происходит территориальное перераспределение бюджетных средств от «богатых» регионов к «бедным», которое, как правило, осуществляется через финансовую помощь. Сочетание вертикального бюджетного выравнивания с горизонтальной сбалансированностью позволяет обеспечить примерно равный (нормативный) уровень потребления предоставляемых бюджетных услуг на всей территории государства.
Средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, являются межбюджетными трансфертами (МБТ). Формы предоставления МБТ могут быть различны и установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Взаимоотношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления Волгоградской области по вопросам межбюджетных отношений, а также порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета, общий порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, регулируются Законом Волгоградской области «О межбюджетных отношениях».
Формы предоставления межбюджетных трансферов
Вид межбюджетного трансферта |
Определение |
Аналогия в семейном бюджете
(родители - вышестоящий бюджет,
ребенок- студент - нижестоящий)
|
Дотации (лат. dotatio - дар, пожертвование) |
Предоставляются бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и(или) условий их использования |
Родители дают сыну небольшую сумму денег на текущие расходы, т.к. сын студент и стипендии не хватает на жизнь. Он распоряжается деньгами по своему усмотрению |
Субвенции (лат. subvenire - приходить на помощь, помогать) |
Предоставляются бюджету в целях финансового обеспечения расходных обязательств, возникших при выполнении "переданных" ему полномочий |
Мама просит сына сходить за нее в магазин и купить продукты по списку. Сдачу нужно вернуть, на другие цели тратить эти деньги нельзя. |
Субсидии (лат. subsidium - поддержка) |
Предоставляются бюджету в целях софинансирования расходных обязательств |
Сыну не хватает стипендии на новый телефон.Родители добавляют ему часть суммы. Сын покупает телефон и отчитывается перед родителями. |
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности - отношение индекса налогового потенциала к индексу бюджетных расходов.
Индекс налогового потенциала поселения - отношение налогового потенциала в расчете на одного жителя к аналогичному показателю в среднем по всем муниципальных районам (городским округам).
Налоговый потенциал - оценка налоговых доходов, которые могут быть получены бюджетом исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы из налоговых источников.
Индекс бюджетных расходов - показатель, характеризующий, насколько больше (меньше) средств бюджета в расчете на душу населения по сравнению со средним уровнем необходимо затратить для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения с учетом специфики социально-демографического состава обслуживаемого населения и иных объективных факторов, влияющих на стоимость предоставляемых бюджетных услуг в расчете на одного жителя.